Народные художественные промыслы

Дагестан край, где очень сильны обычаи и традиции сложившиеся за многовековую историю совместного тесного проживания разных народов. Многообразие народов Дагестана, которые стремились обустроить свой быт в условиях непростого географического положения, послужило основой тому, что в регионе развивались многие ремесла. Со временем росла специализация и мастерство. Товары хорошо покупали соседи.

В основном это были бытовые товары для повседневного использования. Практичность и долговечность определяли, будет ли спрос. Например, если вам нужен кувшин для воды, кроме вмещаемого объема решающее значение имеет прочность кувшина, его эргономические свойства, ну и эстетический вид. То же самое относительно ножей. То же самое относительно ковров.

Ну и вывод, если товар пользуется массовым спросом, то народ производящий его будет развивать производство, а кто-то из него изготовит и произведение искусства, молва и слава о котором распространяться еще дальше. И вызовет новую волну интереса помогая развиваться ремеслу.

Сейчас, когда смотришь на народные промыслы уже несколько отстраненно, исследуя их в этом легко убедиться. Правда теперь все больше мы видим только произведения искусства, и снижается доля их бытового применения.

Самые известные народные промыслы Дагестан это ковроткачество, обработка металла, обработка дерева и гончарное дело.

Ковроткачество

Ковроткачество
Ковроткачество

Ковроткачество, конечно, присутствовало повсеместно на территории Дагестана. В быту, в высокогорных аулах Дагестана, никак не обойтись без теплых ковров разных видов — ворсовые, безворсовые, войлочные.

Ковры стелились на пол, ими обвешивали стены. Но как изделия роскоши их стали производить на юге Дагестана. Фактически в каждом доме стояли ткацкие станки разных размеров, которыми при необходимости обменивались. Наиболее известны ковры из табасаранских сел Хучни, Халаг, Рушуль, Аркит, Татиль.

Обработка металла

Обработка металла
Обработка металла

Обработка металла это важная веха в развитии цивилизаций. Присутствовала он и на Кавказе. Изделия из металла повсеместно применяются в быту. Кастрюля, нож, топор, тарелка, монеты и украшения. Производились они везде, но особую популярность имеют изделия из Кубачи, Амузги, Гоцатль. Перечисляю в порядке популярности.

В традиции народов Дагестана добротное оружие является предметом гордости каждого мужчины. Желательно что бы оно было побогаче украшено узорами, драгоценными камнями и металлами. Ценится оно и сегодня, но только у любителей. Дело в том что, в отличии от Азии в европейских регионах дарить оружие не принято, считается плохим знаком и обязательно повредит дружбе.

Гончарное дело

Гончарное дело
Гончарное дело

Гончарное дело одно из самых древних ремесел на земле. После укрощения огня первое революционное изменение на пути появления культуры общества. Гончарное дело присутствовало повсеместно. Продукция из аулов Джулии, Кахуль и Эндери хорошо расходилась в округе. Но как изготовление произведений искусства гончарное ремесло достигло своего наивысшего развития в ауле Балхар.

Традиции гончарное дело поддерживаются и сегодня. В продаже почти не встретишь простой кувшин, это обязательно будет изысканный предмет домашней утвари.

Художественная обработка дерева

Гончарное дело
Гончарное дело

Есть еще одно ремесло в культуре Дагестана, которое показывает, какой трудолюбивый, изобретательный и искусный народ тут живет. Это художественная обработка дерева — Унцукульская насечка. Уникальное искусство, наверно без аналогов в мире. Если объяснять по-простому, то это насечка металлом на деревянную основу. Зачем? Чтобы было красиво.

В уже готовое деревянное изделие – подсвечник, трость, трубка, стол, кувшин, чернильный прибор, ваза и т.д. – вкрапляются тоненькие нити серебра. Украшение, например, одной тросточки составляет около 7000 деталей. После этого отношение к ней будет совсем другое.

Для того что бы какое-либо ремесло развивалось нужна еще и материальная база. Это сейчас можно купить готовое сырье сделать из него что-нибудь. А в старину сырье добывалось тут же. В Дагестане добывались металлы, имелась подходящая глина, ну и овцеводство не на последнем месте. Сами мастера его перерабатывали сырье, готовили полуфабрикат, а уже потом получалось произведение искусства.

Вся технологическая цепочка буквально проводилась одним мастером. Сохранить такие знания и передать следующему поколению практически не возможно. Еле как удается поддерживать финальную стадию. То самое искусство.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector