История древней дербентской оборонительной системы

Однако археологические данные свидетельствуют, что это было не всегда так. В далеком прошлом многие поселения располагались в наиболее благоприятной в природно- климатическом отношении зоне Южного Дагестана — на Приморской низменности.

В Дагестане выявлен целый ряд поселений, относящихся к куроаракской энеолитической культуре.

Обычно эти поселения занимают вершины небольших естественных холмов, однако некоторые поселения представляют собой зольные холмы, возникшие на месте старых разрушенных построек (мощный слой строительных остатков и зольных прослоек).

История Дербентской оборонительной системы более 2000 лет
История Дербентской оборонительной системы более 2000 лет

Нельзя не отметить, что уже в более позднее время, когда Дербентский проход превратился в арену военных столкновений, вблизи того района, где обнаружены энеолитические поселения, существовали (в нижних предгорьях) населенные пункты, имевшие кроме естественных склонов холмов и искусственные оборонительные валы или стены.

Выявленные в приморских районах Южного Дагестана энеолитические поселения свидетельствуют, что эта территория была населена уже в III тысячелетии до н. э.

В I тысячелетии до н. э. дагестанские племена постепенно связывают связи с соседними народами. Особенно тесными эти связи были с народами Восточного Закавказья, которые вместе с южнодагестанскими племенами входили в состав одного из древнейших государств на территории нашей страны Кавказской Албании.

До недавнего времени на основании сведений древних авторов, сохранившихся надписей и анализа архитектурных сооружений было принято считать, что история Дербента насчитывает около полутора тысяч лет. Споры между исследователями велись лишь о том, какое из десятилетий VI в. считать началом истории Дербента, причем лишь некоторые авторы считали возможным отнести основание города к V в. нашей эры.

Но вот в начале 1970-х гг. в Дербенте начались серьезные археологические работы, и уже первые результаты раскопок, проведенных в 1971-1976 гг. под руководством А.А. Кудрявцева, оказались поистине сенсационными. Город сразу «постарел» более чем на тысячу лет (!!). Выявленные материалы дали возможность составить первое представление о досасанидской истории древнего Дербента, ранее совершенно неизвестной. Разведочные раскопы в цитадели города выявили культурные напластования средневекового, сасанидского, албано-сарматского и скифского времени.

Выявленные раскопками материалы свидетельствуют, что уже в VIII-VI вв. до н, э. на территории, позднее застроенной ранне средневековой цитаделью, существовало укрепленное поселение площадью 14-15 га. Это поселение частично выходило за пределы существующей цитадели на юге (по склону холма). С востока оно по краю холма было укреплено мощной стеной 4,5-5 м толщины из крупного грубо обработанного камня. Обнаруженные в слоях VII-IV вв. до н. э. остатки этой стены высотой 0,7-1,4 м можно считать пока наиболее древними укреплениями в Дербентском проходе. Поселение существовало здесь и в албано-сарматскую эпоху (IV в. до н. э. — IV в. н. э.) вплоть до проникновения в район Дербента Сасанидов.

В начале III в. до н. э. в Иране приходит к власти династия Сасанидов, которая начинает упорную борьбу за овладение Восточным Кавказом, в том числе и Прикаспийским (Дербентским) проходом. В конце IV в. в Дагестан с севера вторглись кочевые племена гуннов, постепенно проникшие в приморские районы вплоть до Дербентского прохода. Кавказская Албания, где государственной религией было христианство, оказалась под двойным давлением — на юге неуклонно расширял свои владения Сасанидский Иран, насильственно насаждавший на Восточном Кавказе зороастризм, с севера участились набеги воинственных кочевников (язычников).

Во второй половине V в. н. э. Кавказская Албания прекратила существование как самостоятельное государство, она была включена в состав Сасанидского Ирана в качестве наместничества. Вместо многоплеменной Албании на Восточном Кавказе возникает целый ряд государственных образований. В пределах Южного Дагестана — это Дербент (приморская равнина), Таваспаран (бассейн реки Рубас) и Лакз (бассейны Самура и Гюльгеры-чай).

В середине I в. перестало существовать раздираемое внутренними противоречиями государство гуннов, однако появившиеся после его распада политические образования нередко продолжали именоваться гуннскими. Такое «царство гуннов» образовалось в VI в. на приморской низменности Дагестана, к северу от Дербента. «Царство гуннов» стало впоследствии составной частью Хазарского каганата, южная граница которого проходила по линии дербентских укреплений.

Стремясь укрепиться на Восточном Кавказе (в том числе и в Южном Дагестане), Сасаниды поселяли в укрепленных пунктах переселенцев из Ирана.

Что касается Хазарского каганата, то территория Южного Дагестана оставалась в основном за его пределами, хотя в отдельные периоды хазары проникали на юг и даже владели Дербентом. В конце VIII в. государственной религией в каганате становится иудаизм. В результате на территории Дагестана в раннем средневековье наряду с местными языческими верованиями сталкиваются такие влиятельные религии, как христианство, зороастризм и иудаизм.

Ранний период градостроительства в Южном Дагестане связан с эпохой Кавказской Албании. Птолемей перечисляет 29 албанских городов. Некоторые из них (в том числе один из крупнейших городов — Албана) были расположены, по всей вероятности, в приморской части Дагестана. Одно из наиболее интересных, исследованных в последние годы албанских городищ (Торпах-кала) находится южнее Дербента близ станции Белиджи. Город площадью до 100 га обнесен валом высотой более 25 м и глубоким рвом. Сохранились остатки стен (сырцовый и обожженный кирпич) цитадели и четырех ворот.

Так как до последнего времени на Приморской низменности Южного Дагестана из древних городов был известен лишь Дербент, то его отождествляли почти со всеми упоминаемыми древними авторами городами и крепостями, предположительно расположенными в этом районе. Так, Аббас- Кули-ага Бакиханов высказал мнение, что Дербент являлся Албаной. Что же касается часто упоминавшегося древними авторами города Чор, или Чога, то его обычно все исследователи отождествляли с Дербентом. Однако, как писал в VII в. Моисей Калантуйский (Каганкатваци), Чор находился «недалеко от Дербента», был одним из главных городов Кавказской Албании и первой резиденцией албанского католикоса. Наместничество Чор в V-VI вв. было одним из центров распространения христианства на Восточном Кавказе. Лишь в середине VI в. под натиском хазар существовавший здесь епископат был перенесен в город Партав.

В последнее время среди исследователей получает все большее распространение точка зрения, что Чор (Чога) и Дербент- это два разных города, расположенных в Прикаспийском проходе (В. Г. Котович), хотя не все согласны с отождествлением Чора с Торпах-калой.

Южнее городища Торпах-кала в дельте реки Самура, почти на самой границе с Азербайджанской ССР, в лесных зарослях сохранилось городище Армен-кала, обнесенное кольцеобразным валом с остатками стен из сырцового кирпича, башнями и воротами из обожженного кирпича. Обнаружены также древние городища в районе Дербента и вблизи Мамед-калы.

Таким образом, на Прикаспийской низменности издавна существовали различные поселения, в том числе и укрепленные города.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector