Вышивки — покрывала селений Усиша и Зилмук

Селение Усиша Акушинского района — одно из крупных даргинских поселений. В его истории много примечательного, но в связи с предметом нашего интереса обратим внимание только на своеобразные вышивки из этого села.

Зулмук, платок
Зулмук, платок

Примечательно: о загадочных усишинских вышивках-покрывалах в искусствоведческой и этнографической литературе не сказано почти ничего. Усишинские вышивки-покрывала отличаются от так называемых «кайтагских» своими размерами: длина от 2-х до 3-х метров, ширина от 1-го до 2-х метров, а также цветовой гаммой и техникой вышивания. Местное название вышивки — «БелкIун кIапIи» — расписанный платок. Основой усишинской вышивки, как правило, является белая хлопчатобумажная ткань. По словам усишинок, белый цвет символизирует собой чистоту и непорочность. Усишинцы, как и даргинцы-сюргинцы, в прошлом использовали вышивку-покрывало в свадебном ритуале. Перед выводом невесты из родительского дома на неё набрасывали (надевали) вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. Считалось, что с этой минуты сакральный орнамент вышивки защитит невесту от порчи, и злые духи — вечные оппоненты человека совершенно бессильны перед магической силой знаков-символов на ней. В дополнение к вышивке-платку на голову невесты набрасывали покрывало, называемое «раппаки». Размеры покрывала около 3 м х 70 см. «Раппаки» представляет собой грубое хлопчатобумажное полотно домашнего изготовления. На узкой стороне полотна имеется бахрома, связанная в пучки, а по её краям (на продольной стороне) проходят чёрные полоски, напоминающие собой черные линии в ритуальной одежде еврейских раввинов. Следует отметить: аналогов усишинской вышивке в других районах Дагестана, и, возможно, на всём Кавказе, нет.

По прибытию невесты в новый дом жених снимал вышивку-покрывало с невесты и отдавал своей матери на хранение. Такой древний обычай в Усиша соблюдался неукоснительно всеми семьями, где ещё хранились эти магические панно. Такими большими вышивками среди даргинцев в свадебных ритуалах пользовались только усишинцы.

Раньше полагали, что функции усишинской вышивки ограничивались только свадебным ритуалом. Но неожиданно открылось нечто новое и неожиданное. В 2х км от с. Усиша расположено с. Зилмук (бывший отсёлок). Язык зилмукцев, образ жизни и нравы сегодня ничем не отличаются от усишинских. В Зилмуке нашлись и вышивки-покрывала, идентичные усишинским. Прежде, по словам старожилов, они были в каждой семье.

Сегодня их в селе осталось всего 2-3 экземпляра, но и эти вышивки, к сожалению, в буквальном смысле скоро уйдут в сырую землю вместе со своими хозяйками. В Зилмуке в вышивках-покрывалах хоронят женщин!!! Джума Зилмукская (86 лет) показала свою вышивку, заранее приготовленную к её похоронам. Она твёрдо знает, что её похоронят именно в этой вышивке. Тело покойницы сначала заворачивается в панно, и только после этого применяется саван. Джума верит, что знаки-символы на вышивке имеют охранную и оберегающую силу и «помогут ей в загробном мире», вступив в бескомпромиссную борьбу с силами зла. По её словам, в древности такой ритуал похорон бытовал и в Усиша, но со временем усишинцы его забыли. Усишинские вышивки выделяются среди других даргинских вышивок своим необычным геометрическим орнаментом. В них можно обнаружить многочисленные антропоморфные, зооморфные образы и иные мотивы, зафиксированные также в гапшиминских, тантинских и сюргинских вышивках. Однако в них есть и существенные различия: усишинские образцы имеют иную цветовую гамму и плотность вышивания. Предпочтение в них отдаётся чёрному, красному, зелёному, редко и розовому цвету. Вариации оттенков используются в меньшей степени, наряду с шёлковыми иногда здесь используются и хлопча-тобумажные нитки. Излюбленными элементами узора усишинских мастериц являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Многие составляющие орнамента, его композиционного ядра, повторяют нательные татуировки усишинских, зилмукских и гапшиминских женщин.

На некоторых панно имеются бордюрные линии, обрамляющие весь орнамент. Чаще всего бордюрные линии заполнены ромбовидными фигурами. Иногда от центра орнамента отходят линии, чем-то напоминающие стаю лебедей в полёте. Почти не встречаются вышивки, на которых не было бы крестов или свастических фигур разной величины. Особый интерес вызывают стилизованные изображения всадников, групп людей, животных и птиц.

Взгляд наблюдателя выделяет из множества знаков-символов изображения тёмных окон, заполненных свастиками. Концы свастических символов иногда загнуты внутрь до пяти раз. Условно эти окна можно назвать «окнами в потусторонний мир». Стилизованные человеческие фигурки, состоящие из двух касающихся острыми концами треугольников, образуют нечто подобное русским хороводам. Можно предположить, что изображения людей, коней и иных символов отражают какие-то земледельческие праздники или неведомые для нас сегодня древние обряды и ритуалы. Наличие в орнаменте вышивок астральной символики, совмещённой с символикой аграрной, содержит в себе общие для даргинцев данного региона специфические взгляды на окружающий мир и выражает волнующие их мысли о мироздании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector